Рекомендации родителям
Первый
и главный вопрос для мамы — чему учить ребенка? Благо, выбор огромен — спасибо
прогрессу! Сегодня 3-4-летний "знаток" без труда управляется с
телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам
мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился, в том смысле, что
каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно
облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать
ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.
Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы
по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в
транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по
дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во
много раз окупится!
Прежде
всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения
допустимы тематические уроки: "одежда", "посуда",
"мебель", "транспорт" и т.д., а также учебные игры:
"Мишка одевается", "Я мою посуду", "Квартира для
куклы" и т.д. Эти простейшие приемы исподволь приведут к сути: малыш
начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях,
научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько
предметов, соотносить размер, материал. Будет быстро расширять словарный
запас.
Один
из основных разделов домашнего обучения — развитие речи. Известно, что дети
болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению
окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок,
говорящий, к примеру, о жвачке: "Пожеваю и покладу на стол". Чтобы
подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и
слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи.
Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо
меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания.
("Какая собачка?", "Какой автобус?") Ваша цель — приохотить
"ученика" говорить много и правильно.
Прогулки
на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу
или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней,
стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску
двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница.
Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый",
"темно-зеленый", "изумрудный", "салатный", "болотный",
"желто-зеленый". Предложите ребенку отправиться на поиски новых
цветов — всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как
меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими
растениями.
Найдите
на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а
ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите
ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами — пусть малыш
заметит, что они не похожи друг на друга. Одно — величаво-торжественное, другое
- бесшабашно-веселое, третье — трагически-грустное.
Предложите
малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он
справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что как бы
ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш
поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно
разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький
березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе, и вы
увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их
формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар
листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство,
особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае —
"листья").
Можно
сыграть с ребенком в игру "Что на что похоже и почему?" Гуляя по
лесу, задавайте ему такие вопросы: "Лист на что похож? Чем? На что похожи
пень, цветок, коряга, ветка?" Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.
Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно
немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
"Чем лист похож на бумагу?" (Толщиной, легкостью.) "А на
траву?" (Цветом.) "А на каплю?" (Формой.)
Из
таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание
загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш
сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему
составить загадку: "Висит капля зеленая, как трава".
Следующий
вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо
говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно
найти в разных детских книжках.
• Ткач ткет ткани на платок Тане.
• Около кола — колокола.
• Как у горки, на пригорке, жили тридцать три
Егорки.
• Орел на горе, перо на орле.
• Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А
что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,
приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
- Милая моя, ты не спишь!
- Вы ели на завтрак мороженое?
- Мама купила (купи) виноград.
- Скорее домой!
- У нас кончился хлеб.
Подобные
задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности,
научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие
игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении
словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете
подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но
отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа"
и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления
дошкольника.
Где мы были, вам не
скажем, а что делали – покажем
Оригинальность игры заключается в том, что
взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают
простое предметное действие (например "чтение книги") и с помощью
мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают
родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш
успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому
цепочку последовательных событий (например "проснулся — встал — умылся —
позавтракал" и т.д.).
В
другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение,
сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию,
находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов (например из детского лото).
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов (например из детского лото).
Предложите
сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе
(какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами.
Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.
Такая
на первый взгляд простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания,
умения сосредоточиваться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
Игра
поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения
действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки. Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в звуки. Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра
развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее
можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу...
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки "письмо", например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки "письмо", например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Для
обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему
товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или
передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но
потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию". Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому "безобразию". Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное — вы вместе, вы рядом.
Для
развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что
нужно использовать каждую возможность общения с ним; разговаривать о его и
своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на
вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы,
сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов
для чтения и рассматривания картинок. Сами
родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов.
Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги
на полках и выбрать что-то.
Почаще
играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и
геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите — а
он пускай выберет сам.
Разрешите
ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой,
клеем и т.д.
Поощряйте
игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него
места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте
время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное.
Маленькие
дети могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует
наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома
потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из
памяти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий