воскресенье, 25 августа 2013 г.

ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЬЧИКОВ, ВОСПИТЫВАЕМ ДЕВОЧЕК

(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ГЕНДЕРНОГО  ВОСПИТАНИЯ)



- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с собственными им личным  восприятием, мышлением, эмоциями. Воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному. Но обязательно – сильно.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные, даже по биологическому возрасту – девочки конечно старше от своих ровесников- мальчиков.

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, чувствуют прикосновение, по-разному воспринимают простор и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем встречаются в этом мире. И уже, конечно, не так, как мы – взрослые.

- Помните: когда женщина учит и воспитывает мальчиков (а мужчина – девочек), ей должен понадобится  собственный детский опыт. Сравнивать себя в детстве с ними –неправильно и бесполезно.

       Взрослые, если у вас проблема в общении с ребенком, если вы не понимаете один другого, не спешите обвинять в этом его.

- Не перестарайтесь, требуя от мальчиков аккуратности и старания в воспитании вашего задания.

- Пытайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, школе, так и в быту, включая в них момент поиска, что требует сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Стоит подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам нашел принцип решения, пусть даже допуская ошибки.

- С девочками, если им тяжело, нужно вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Одновременно их нужно учить действовать самостоятельно, а не только заранее известными схемами (домашнюю работу выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке),подталкивать к поиску собственных вариантов решения незнакомых, нетиповых заданий.

- Не забывайте не только рассказывать, а и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

-Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность  что-то понять или сделать, смотря на него при этом с высоты собственного авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас.

       Настанет время, и, по мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас.

       Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чуткость и тревожность мальчиков.

     А  если тогда он повторит вам те же самые слова, что ему сказали сейчас вы?

- Если вам нужно отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция мешает ей понять, за что ее ругают. Сначала выясните, в чем ее ошибка.

- Ругая мальчика, изложите коротко и точно, чем вы недовольны, потому что он еще не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг будто отключит  слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать и слушать.

- Прежде чем ругать ребенка за неумение, попробуйте выяснить природу трудностей.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или с незначительного повода из-за переутомления (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационального» полушария). Упрекать их за это не только бесполезно, а и аморально.

- Имейте в виду, что взрослый (тем более педагог), который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает человека за то, что он заболел.

- Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научиться чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

        Помните, что для  ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное состояние вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя упрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое преимущество в знаниях.

- Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Пытайтесь не выработать у него страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно душит инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и познание.

- Вы не идеал, а значит, не образец  для наследования  во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

- Для успешного обучения мы должны превратить  свои требования на желания ребенка.

- Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в выбранной вами методике работы с ней.

- Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно)
19 августа 2013 года

1 комментарий:

  1. Спасибо за полезную информацию! Возможно, Вам что-то понравится и на моем блоге - блоге педагога-психолога ДОУ г. Челябинска.

    ОтветитьУдалить