5 сентября, 2013 год
Отечественные
психологи называют этот период «кризис трех лет». Любые кризисные этапы
приводят к формированию важных новообразований. В данном случае это ощущение
ребенком своей самостоятельности. Он начинает воспринимать себя отдельной
личностью – такой же, как «эти большие взрослые вокруг», и активно проверять,
где заканчиваются границы его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь
с ограничениями в исполнении своих желаний, он приходит в ярость. И это не
расстройство, связанное с невозможностью реализовать импульс, характерное для
предыдущего возрастного этапа. Это злость на то, что все идет не так, как он
хочет.
Основные
задачи этого периода:
1.
Формирование
волевых качеств, умения добиваться своего, настаивать на собственном решении,
делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания. Проявление своей силы в
эмоциях, в действиях.
2.
Исследование
своих возможностей в противостоянии со взрослыми, изучение того, «что такое
хорошо и что такое плохо». Исследование «границ»: когда взрослые непреклонны в
своем решении, а когда можно настоять на своем.
3.
Осознание
того, что такое злость, как можно ее адекватно выражать.
Дети, которые еще вчера послушно и даже
радостно одевались, подражая родителям, кушали практически все, что дают,
спокойно засыпали после всех обычных ритуалов, - сегодня начинают спорить по
любому поводу. «Шапка не такая», «корми меня с ложечки», «я не буду спать в
своей кровати - только в вашей!» - и
никакие доводы разума на них не действуют. А если взрослые настаивают на своем
развитии событий - в ход идет «тяжелая
артиллерия». Ребенок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем
драться, кусаться, кидаться всем, что попадается под руку. И надо сказать, что
часто таким образом добивается своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора
или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде на то, что чадо хотя бы
утихнет. И спокойствие, действительно восстанавливается, но только до следующего эпизода расхождения
мнений. И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Одни считают, что
«пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», другие настаивают на
гуманизме, дабы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на
стойкость, при этом грустит и нервничает, т.к. догадывается, что ведет себя как
то не так, но ничего не может с собой поделать.
Как же помочь ребенку в этот непростой
период жизни?
Комментариев нет:
Отправить комментарий