четверг, 5 сентября 2013 г.

Как построить отношения с ребенком 2,5-4 лет

5 сентября, 2013 год      
 Отечественные психологи называют этот период «кризис трех лет». Любые кризисные этапы приводят к формированию важных новообразований. В данном случае это ощущение ребенком своей самостоятельности. Он начинает воспринимать себя отдельной личностью – такой же, как «эти большие взрослые вокруг», и активно проверять, где заканчиваются границы его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями в исполнении своих желаний, он приходит в ярость. И это не расстройство, связанное с невозможностью реализовать импульс, характерное для предыдущего возрастного этапа. Это злость на то, что все идет не так, как он хочет.
     Основные задачи этого периода:
1.    Формирование волевых качеств, умения добиваться своего, настаивать на собственном решении, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания. Проявление своей силы в эмоциях, в действиях.
2.    Исследование своих возможностей в противостоянии со взрослыми, изучение того, «что такое хорошо и что такое плохо». Исследование «границ»: когда взрослые непреклонны в своем решении, а когда можно настоять на своем.
3.    Осознание того, что такое злость, как можно ее адекватно выражать.
    Дети, которые еще вчера послушно и даже радостно одевались, подражая родителям, кушали практически все, что дают, спокойно засыпали после всех обычных ритуалов, - сегодня начинают спорить по любому поводу. «Шапка не такая», «корми меня с ложечки», «я не буду спать в своей кровати -  только в вашей!» - и никакие доводы разума на них не действуют. А если взрослые настаивают на своем развитии событий -  в ход идет «тяжелая артиллерия». Ребенок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем драться, кусаться, кидаться всем, что попадается под руку. И надо сказать, что часто таким образом добивается своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде на то, что чадо хотя бы утихнет. И спокойствие, действительно восстанавливается, но  только до следующего эпизода расхождения мнений. И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Одни считают, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», другие настаивают на гуманизме, дабы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость, при этом грустит и нервничает, т.к. догадывается, что ведет себя как то не так, но ничего не может с собой поделать.
     Как же помочь ребенку в этот непростой период жизни?

Комментариев нет:

Отправить комментарий